Страна: Австралия
Жанр: фантастика, боевик
Годы: 1979-1985
Режиссёр: Джордж Миллер
В главной роли: Мел Гибсон
Всё началось в 1971 году, когда познакомились будущие создатели фильма Джордж Миллер и Байрон Кеннеди. Подробности и детали их сотрудничества и создания фильма пересказывать не стоит - их можно прочитать в Википедии или на IMDb. Но нельзя не сказать о том, что Миллер до этого работал врачом на скорой и видел множество ужасный ранений, что нашло отражение в фильме, основная тематика которого, собственно, насилие на дороге. Этот низкобюджетным боевик, созданной группой энтузиастов и смонтированным дома у режиссёра, стал самой безумной кассовой удачей по отношению к бюджету до 2000 года, собрав в мире 100 миллионов долларов, а режиссёру и ныне не нуждающемуся в представлении исполнителю главной роли, который в своё время и на пробах к фильму оказался случайно, мировую славу. Хотя сюжет про месть заежен, фильм безумно интересно смотреть благодаря его чувственности, потрясающей кинетике, грамотно поставленному (особенно, как мне кажется, для такого скромного бюджета) экшну и атмосфере антиутопического будущего, достигнутой как и сгущёнными красками, так и находящимся в фильме далеко не на последнем месте футуристическим автомобилям, переделанным из списанных полицейских машин.
Вообще история трилогии очень напоминает историю "Зловещих мертвецов" - первая часть была низкобюджетным фильмом (даже бюджеты у первых частей обоих франшиз одинаковые), созданным энтузиастами и ВНЕЗАПНО сорвавший огромный кассовый куш, вторая стала бюджетным блокбастером, а третья вышла послабее предыдущих и по концепции ушла немного "влево".
И так, вторая часть - "Безумный Макс 2: Воин дороги", более известная в США как просто "Воин дороги" в связи с тем, что первая часть шла в ограниченном прокате. Вторая часть продолжает историю героя из первого фильма, бывшего полицейского Макса Рокатански, но она совершенно другая. Актуальная антиутопическая концепция мира, где нефть и машины - это всё, была развита дальше и теперь это чистый постапокалипсис, действие которого происходит после ядерной войны из-за нефти. Теперь наш герой кочует по пустыне на своём автомобиле и волею судьбы оказывается помощником и защитником качающих нефть обитателей небольшого форта, осаждаемых снаружи бандитами. С тех пор мы уже не раз видели подобное в кино, ибо "Воин дороги" стал одним из самых известных, пародируемых и цитируемых фантастических боевиков, а также вместе с "Побегом из Нью-Йорка" Карпентера ввёл в 80-ые моду на постапокалиптические фильмы с крутыми тачками и мужиками в кожанках. Образ героя в кожанке и с обрезом, оборона форта и финальная погоня на фуре давно стали киноклише. Также стоит отметить, что хоть и стало больше эшкна, но стало меньше жестокости. Если первый фильм был более серьёзным и жестоким, второй был более сказочным (пилот на вертолётике, форт из покрышек) и, наконец, третий фильм был рассчитан на детскую аудиторию и шёл без возрастных ограничений.
Рассчитанная на детей третья часть получилась самой слабенькой из-за вяловатого действа. В ней ко второй половине Макс Рокотански перестал становиться Безумным и жестоким и берёт на себя роль нового Моисея, защищая одичалых детишек и отводя их в Землю Обетованную. К сожалению, в фильме почти нет главной фишки предыдущих частей - автомобилей и автопогонь - лишь в конце есть небольшая погоня на автомобилях за поездом. Насилия нет. Роль главной злодейки исполняет кумир тогдашней молодёжи Тина Тёрнер. Также название "Безумный Макс под Куполом Грома" не совсем удачное, ибо этому самому Куполу Грома посвящена лишь малая часть фильма. Также ещё стоит упомянуть, что фильм по больше части снимал не сам Джордж Миллер, который тогда был очень опечален гибелью Байрона Кеннеди, а работавший до этого с Миллером над второй частью Джордж Огилви. Но он вполне справился со своей задачей и фильм, по крайней мере, приятно смотреть.
Сейчас Миллер снимает четвёртую часть. Вспоминая, что режиссёр после "Макса" стал специализироваться на семейных комедиях и глядя на указанный стомиллионный бюджет, звёздный актёрский состав и кадрами с многочисленными вундервафельными грузовиками, что-то очень сомневаюсь, что выйдет что-то хорошее.
Я люблю эту франшизу и рекомендую её к просмотру всем, ибо это труЪ и считается классикой жанра не меньшего калибра, чем "Терминаторы" с "Робокопами", а кого зацепит, тем советую посмотреть и созданные на волне её успеха американские, итальянские и филиппинские постапокалиптические фильмы вроде "После падения Нью-Йорка", "Новых варваров", "Конца игры", "Техасских гладиаторов", "Вождей 21-го века" и многих других.
И то, без чего обзор был бы неполным - ещё две знаменитости франшизы - машина Макса "Pursuit Special" - переделанный Ford Falcon XB и тягач Mack R600 COOLPOWER из второй части.